14-15 октября 2014 г. в Москве приняли участие в Международной конференции «Новые вызовы для педагогики и качества образования: массовые открытые онлайн курсы, облачные сервисы, мобильные технологии» Д.Г. Абрамова, зам. директора ИРОиПК, А.Е. Габышева, руководитель центра стратегических исследований и проектов ИРОиПК.
Конференция была организована Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании в сотрудничестве с Национальным исследовательским ядерным университетом МИФИ, бюро ЮНЕСКО в Москве по Азербайджану, Армении, Беларуси, Республике Молдова и Российской Федерации, Национальной Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.
Конференция обеспечила эффективную платформу для обсуждения стратегии, политики и передового опыта применения ИКТ в образовании и профессиональном развитии педагогических работников, а также разработки и реализации инновационных подходов к решению проблемы интеграции ИКТ и педагогики в целях обеспечения равного доступа различных социально-демографических групп населения государств-членов ЮНЕСКО к высококачественному образованию и обучению на протяжении всей жизни человека в рамках программных приоритетов ЮНЕСКО на период после 2015 года.
В течение двух дней были проведены два пленарных заседания, четыре тематические и одна специальная сессии (форум участников проекта LFF «Обучение для будущего»: ИКТ в школьном образовании: качество обучения, устойчивое развитие, новый гуманизм»), организованная в рамках мероприятия.
С ключевыми докладами выступили
- господин Дендев Бадарч – Директор, Сектор социальных и гуманитарных наук ЮНЕСКО, и.о. директора ИИТО ЮНЕСКО;
- Бернар Корню, советник Генерального директора Национального центра дистанционного обучения (CNED) , Франция;
- Дэ Джун Хван, университет Сонгюнгван, Республика Корея;
- Кристиан Штраке, исполнительный директор Исследовательского института TELIT, координатор европейских и международных исследований в Университете Дуйсбург – Эссен, Германия;
- Михаэль Меймарис, директор Лаборатории новых коммуникационных технологий в образовании и средствах массовой информации, Афинский университет, Греция;
- Гард Титлстад, генеральный секретарь Международного совета по открытому и дистанционному образованию (ICDE), Норвегия ;
- Юрий Рубин, ректор Московского финансово-промышленного университета «Синергия»;
- Кузвеница Питер Дзимбо, исполнительный декан Педагогического колледжа, Университета Южной Африки, ЮАР;
- Джикуан Чен, глава Группы китайской научно-технологических компаний Yalong, Китай « Реализация информатизации образования».
В их докладах раскрыты вызовы, основные области и приоритеты программы ЮНЕСКО по ИКТ в образовании, сдвиги и достижения в цифровом образовании и обучении, Smart подход к инновационному образованию в 21 веке, обеспечение качественного образования через инновации и ИКТ, тенденции в открытом, дистанционном и электронном обучении, доступ, равенство и качество образования и т.д.
Интересными и содержательными были доклады участников из США, Болгарии, Японии, Европейской комиссии, Испании, Узбекистана, Китая, Индии, Финляндии, Нидерландов, ОАЭ, Казахстана, Республики Молдова, Республики Беларусь и России (ИИТО ЮНЕСКО, НИЯУ МИФИ, Издательство «Мультимедиа технологии», Институт проблем информатики РАН, Санкт-Петербурский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Московский Машиностроительный Университет, МИОО, Samsung Electonics CIS HQ, Фонд «Здоровье и Развитие», Институт высшего образования НИТУ «МИСиС», ГНУ и т.д.).
Участники обсудили новые тенденции, возможности и проблемы интеграции ИКТ в педагогике. Среди ключевых проблем были обсуждены рекомендации ЮНЕСКО и видение применения открытых образовательных ресурсов (ООР) и массовых открытых онлайн-курсов (MOOCs), учитель ИКТ-компетентность и профессиональное развитие, а также обеспечение качества и гендерного равенства в образовании. Участники конференции обменялись мнениями о возможностях передовых ИКТ и проанализировали существующий опыт по информационным и образовательным ресурсам, облачных сервисов и мобильных технологий развивающегося глобального инклюзивного общества знаний для обеспечения доступа к качественному образованию для всех, включая инвалидов, женщин и девочек.
Участники подчеркнули, что динамика развития информационного общества напрямую связана с растущим влиянием ИКТ на образование учителей, обучение и профессиональное развитие, и подтверждая, что e-learning, мобильные и облачные технологии, MOOCs и другие развивающиеся технологии обучения имеют решающее влияние на ИКТ- компетентность учителей. Именно учитель является основным поставщиком знаний, умений и навыков, поэтому одним из важнейших факторов прогресса является уровень ИКТ-компетентности учителя.
Еще одной важной составляющей качества образования и обучения является доступность образовательных ресурсов, открытый доступ к информации.
В ходе дискуссии о том, как ИКТ могут способствовать повышению качества образования, участники конференции выдвинули следующие предложения:
• Обеспечивать реализацию инициативы ИИТО ЮНЕСКО в области образовательной политики, направленной на активную интеграцию ИКТ и инновационных педагогических методов в образовательную практику, повышение качества и доступности образования для всех.
• При поддержке ИИТО ЮНЕСКО накапливать и распространять перспективные практики применения потенциала ИКТ для повышения профессиональной подготовки учителей и профессионального развития педагогов, в том числе с использованием ООР и MOOCs.
В дальнейшем развивать сотрудничество глобальных сетей ЮНЕСКО (ассоциированных школ, кафедр ЮНЕСКО и сетей УНИТВИН, центров UNEVOC) с правительством и частным сектором, в том числе реализацию пилотных проектов ИИТО ЮНЕСКО “LFF-обучение для будущего” и “КИФ – знания и инновации будущего.
• При поддержке ИИТО ЮНЕСКО развивать профессионально ориентированные социальные сети и сообщества практики для преподавателей и экспертов, проводить локализацию UNESCO ICT-CFT.
• Под контролем и при координации ИИТО ЮНЕСКО разработать и запустить набор международных образовательных программ разных типов и уровней образования, направленных на поощрение открытого доступа к образовательным ресурсам, в том числе применение ООР и MOOCs, мобильных и облачных технологий.
Таким образом, реализация решений Международной конференции ИИТО -2014 окажет существенное влияние на развитие образования – ключевого сектора общества знаний, проведение политики развития потенциала и налаживания партнерства.
А.Е. Габышева,
руководитель центра стратегических исследований и проектов ИРОиПК.